Контроль токсичности выхлопа дизеля ЯМЗ

Порой и сейчас на многих станциях ТО газоанализаторы рассматривают как некие второстепенные приборы, с помощью которых можно проверить токсичность выхлопа, чтобы как-нибудь уменьшить её.  Конечно, если заказчик попросит,  боясь возможной проверки своего авто экологическим контролем.

Однако специалисты хорошо знают, что газоанализатор помогает более надежно установить истинные причины неисправностей дизельных  двигателей ЯМЗ или отдельных систем, например топливоподачи или зажигания.

После устранения обнаруженных неисправностей без проверки состава отработавших газов тоже обойтись нельзя. Поэтому сам вопрос – зачем газоанализатор на СТО – совсем некорректен. Очень важно максимально эффективно этот прибор использовать, а также знать технически требования к нему, чтобы прибор помогал выявлять и устранять неисправности.

Работа с газоанализаторами не так уж проста, как со стороны может показаться.  Вроде бы, что сложного: поместить зонд в выхлопную трубу, считать показания с прибора. А затем отрегулировать что-нибудь, если обнаружено, что какой-либо из компонентов выхлопа выходит за допустимые границы. Но, к сожалению, далеко не всегда бывает понятно, что именно нужно регулировать. Чтобы знать, что делать на практике, желательно иметь представление о том, какие процессы происходят в двигателе ЯМЗ-236, по какой причине состав отработанных газов  может стать «неправильным», то есть выходящим по составу компонентов за регламентированные инструкцией пределы.

Главным фактором влияния на состав выхлопа является качество топливно-воздушной смеси, которая поступает в цилиндры мотора. Качество данной смеси характеризует коэффициент избытка воздуха, который обозначается обычно буквой «лямбда» (Л).

Говоря строго,  Л является отношением реально существующего количества воздуха в полученной смеси к теоретическому, которое соответствует идеальному полному сгоранию дизельного топлива. В этом самом идеале случае Л = 1, это означает, что в состав смеси входит около 15 частей воздуха и одна часть топлива, которое сгорает полностью. В результате горения образуется лишь два компонента — углекислый газ СО2 и водяной пар Н2О. При полном сгорании горючего концентрация СО2 в выхлопе будет максимальной.

Если топливо-воздушная смесь обогащена, т.е. увеличено содержание топлива в ней (Л < 1), то при воспламенении из-за нехватки кислорода получаются продукты неполного сгорания:  СО –оксид углерода и СН — несгоревшие углеводороды (на западе обозначаются НС).

Если смесь, напротив, обеднена (Л > 1), это сначала приведет к понижению концентрации СН и СО в выхлопе, а уже при Л = 1,1 количество их станет минимальным.

Дальнейшее обеднение топливно-воздушной смеси, невзирая на избытки кислорода, будет приводить к ухудшению сгорания топлива, к возникновению пропусков  воспламенения, дизельный двигатель при этом начнет работать неустойчиво.  Как следствие этих процессов, в выхлопе увеличится доля продуктов неполного сгорания, а именно СН.