История пластмассового автомобильного кузова

Годом рождения пластмассы принято считать 1830-й. Событие произошло тихо и незаметно. Да и кто бы обратил внимание на новый английский материал «камитуликон» — слои джутовой ткани, проложенные смесью каучука, измельченной пробки и пигмента.пластмассаДорогой материал (за счет высоких цен на каучук) так и не нашел применения. Однако мысль о пластмассах уже не давала покоя изобретателям, и в 1860 году англичанин Ф. Уолтон, заменив в «камитуликоне» каучук линоксином, получил новый материал, ныне широко распространенный – линолеум.

Потом события развивались несколько быстрее. Паркер в 1862 году создал нитроцеллюлозу, братья Хайтт в 1869-м – аналог целлулоида, который через три года начали производить фабричным способом.

В 1897 году изобретен роговидный материал – галалит. Опять-таки через три года началось его массовое производство. Когда химик Байер в 1872 году синтезировал смолообразный фенол с формальдегидом (в то время страшно дорогим), то он усомнился в практической ценности нового материала. И действительно, прошло более 50 лет, прежде чем возникло промышленное производство феноло-формальдегидных смол.

Л. Бакеланду еще в 1907 году удалось найти способ производства фенопластов, получивших название бакелитов. При нагреве они переходили в твердое состояние и сохраняли придаваемую им форму.

Пластмассы в автомобилестроении

Описывать дальнейшую историю пластмасс вряд ли имеет смысл: одно лишь перечисление нарождавшихся материалов займет многие страницы. Однако нельзя не упомянуть о карболите, гетинаксе, текстолите. Их появление было сразу замечено автомобилистами. Сначала из этих веществ делали баранки руля. Ручки управления, прокладки, а затем (уже из других материалов) – кузова.

История пластмассового автомобильного кузова

Первенство принадлежит американцам. Еще в 1935 году они построили автомобиль с пластмассовым кузовом и разрекламировали его чисто по-американски: пред группой фоторепортеров знаменитый Генри Форд тщетно пытался разбить машину топором. Сегодня мы укоризненно улыбаемся, рассматривая, пожелтевши фотографии подобных «испытаний на прочность». Но не следует забывать, что тогда, в годы металлической цивилизации, не могло быть другого, более убедительного доказательства.

Первые «синтетические» автомобили были очень дорогими. Поэтому автомобильные фирмы предлагали их не широкой публике, а любителям острых ощущений. Спортивные машины, обтекаемые и легкие, находили сбыт, несмотря на высокую цену.

История пластмассового автомобильного кузова

Пластмассы быстро завоевывали рынок. Спрос вызвал предложение: химики разработали универсальные материалы, дешевые и прочные.

К 50-м годам дизайнеры (художники-конструкторы) и инженеры достаточно подробно изучили свойства пластмасс. Материал подсказал форму и стиль новых изделий. В Европе и Америке почти одновременно появились микролитражки с пластмассовыми кузовами. Однако обратили на себя внимание европейские машины. Английская «фриски салон» (1958 год) была нарочито оригинальной.

Инженеры. Фирмы, желая продемонстрировать легкость материала, сделали двери открывающимися вверх. Автомобиль весил всего 370 кг! Еще «невесомее» оказалась западногерманская трехместная «виктория шпатц» — 320 кг. Днище и крыша кузова изготавливались отдельно, а потом соединялись по средней линии. В форме и линиях «виктории шпатц» (скругленный капот, съемная рамка ветрового стекла, проем вместо дверей, отсутствие выштамповок и углублений) особенно проявились удивительные возможности синтетического материала.